Государство и право


Административное деление и государственное устройство
Территориально Ирландия поделена на 26 графств (Каван, Донегал, Монаган, Лейтрим, Лоут, Слиго, Мэйо, Роскоммон, Лонгфорд, Мит, Уэстмит, Голуэй, Оффали, Килдер, Дублин, Клэр, Лаойс, Уиклоу, Карлоу, Лимерик, Типперари, Килкенни, Уэксфорд, Керри, Корк, Уотерфорд) и 5 городов-графств (Голуэй, Корк, Уотерфорд, Лимерик, Дублин). Наиболее крупные города: Дублин, Корк (123,3 тыс.), Голуэй (65,8 тыс.), Лимерик (54 тыс.).

Ирландия – демократическое правовое государство с республиканской формой правления (парламентская республика). Действует Конституция, принятая в 1937 г.
 
Парламент
Парламент состоит из двух палат. Нижняя – палата представителей, состоит из 166 членов, избираемых в результате всеобщих выборов всеми взрослыми мужчинами и женщинами, достигшими 18 лет. Выборы проходят по системе пропорционального представительства. Максимальный срок деятельности парламента 5 лет, однако он может быть распущен по указанию премьер-министра.

Верхняя палата – сенат состоит из 60 членов, 11 из которых назначаются премьер-министром, 43 – избираются из пяти списков кандидатов, а именно: списка деятелей в сфере культуры и образования, списка деятелей в сфере сельского хозяйства, списка деятелей в сфере труда, списка деятелей в сфере промышленности и торговли и списка деятелей в сфере управления. Каждый список содержит имена лиц, пользующихся известностью и в своей практической деятельности представляющих интересы данной группы лиц. Выборы сената должны состояться не позднее 90 дней после роспуска палаты представителей. Выборы проводятся по системе пропорционального представительства с голосованием по почте. Эти 43 члена сената избираются более чем 1100 выборщиками – членами вновь избранной палаты представителей, членами Сената, полномочия которого закончились, а также членами советов всех графств, включая городские графства. По каждому из пяти списков проводится отдельное голосование. Еще по 3 члена сената избираются двумя университетами: Государственным университетом Ирландии и Университетом Дублина. В выборах этих членов Сената участвуют все граждане, которые получили ученую степень в названных университетах, достигли 18 лет и зарегистрировались в качестве выборщиков.
Подробнее...
 
Президент
Главой Ирландии является президент, избираемый прямым голосованием. Президент может оставаться на своем посту не более двух сроков подряд. Президентское кресло оспаривают различные политические партии, однако после избрания президент обязан встать над партийными пристрастиями и интересами. Кандидатом в Президенты может быть любой гражданин Ирландии, достигший 35 лет. Президент избирается на 7 лет и может быть переизбран только один раз. Следует отметить, что Президент – глава государства и не является носителем полномочий исполнительной власти, хотя играет более значительную роль, чем лицо, исполняющее лишь церемониальные функции.

Президент подписывает и обнародует законы, исполняет обязанности главнокомандующего и назначает правительственных чиновников, однако по конституции делает это, консультируясь с другими институтами власти – премьер-министром, правительством в целом или парламентом. Так, по указанию палаты представителей президент назначает премьер-министра, а с согласия последнего и предварительного одобрения палаты представителей – всех других членов правительства, без согласия премьер-министра он не может освободить от должности члена правительства. Сама же палата представителей созывается и распускается президентом, но также по совету премьер-министра. Для того чтобы законопроект стал законом, он должен быть подписан президентом. Также президент имеет право после консультации с государственным советом, который является консультативным органом при президенте, передать любой законопроект Верховному суду для определения, не противоречит ли он в целом или в какой-то части Конституции.
Подробнее...
 
Правительство
Главой правительства является премьер-министр. Премьер-министр назначается президентом по представлению большинства ирландской палаты представителей и уходит в отставку, потеряв поддержку этого большинства. Президент назначает других членов правительства по представлению премьер-министра. Премьер-министр, его заместитель и министр финансов должны быть членами Палаты представителей, другие члены Правительства могут быть членами Палаты представителей или Сената (членами Сената – не более двух членов Правительства).

Министерств обычно 17, хотя по конституции «полных» министров должно быть 15. Закон разрешает также назначение 17 государственных, или младших, министров. Необходимость избрания правительства и его поддержки большинством в парламенте привела к высокой дисциплине парламентских фракций, а правительство, состоящее из лидеров партий, способно контролировать деятельность парламента, опираясь на эту дисциплину. Гражданские службы отвечают перед правительством; чиновники проходят через процедуру открытых для публичного контроля экзаменов.

В июне 2007 г. Берти Ахерн в третий раз подряд избран премьер-министром Ирландии. Голосование по кандидатуре главы правительства состоялось в ходе заседания нижней палаты парламента 30-го созыва, ставшего первым после выборов 24 мая в законодательный орган страны.
Подробнее...
 
Местное управление
В Ирландии местное управление действует согласно полномочиям, которыми его наделяет парламент. Все местные советы являются выборными органами. В стране 34 графств или округов графств (главных городов), 49 советов городских округов и 30 муниципалитетов.

Главными задачами местных органов являются поддержание жилищного фонда, дорог и дорожного движения, обеспечение районов водой и весенний сев, защита окружающей среды, планирование и развитие городов и местностей, организация досуга. Главным источником средств, выделяемых местным органам власти, является центральное правительство, к этим деньгам прибавляются суммы, полученные за счет местного налогообложения и предоставляемых услуг.
 
Вооружённые силы
В Ирландии регулярные Вооружённые силы включают сухопутные войска, ВМФ и ВВС, также существуют резервные войска. Призывной возраст – 17–49 лет. Служба – добровольная. В 2002 г. насчитывалось около 1,014 млн. мужчин, годных к военной службе. Ежегодно призывного возраста достигают в среднем 32 тыс. мужчин. Расходы на Вооружённые силы в 2001 г. составляли 700 млн. долл. и не превышали 1% от ВВП.
 
Политические партии и общественные организации
В современной Ирландии наиболее крупная партия – Фианна Файл (Солдаты судьбы). Ее программа, принятая в 1926 г., провозгласила цель «обеспечить единство и независимость Ирландской республики», «мирным путем» ликвидировать раздел страны и добиться ее экономической самостоятельности. Фианна Файл выступала за ликвидацию британского доминиона и провозглашение республики в Ирландии. В 1927 Фианна Файл впервые сумела провести двух депутатов в парламент, а уже в 1932 пришла к власти в стране.

Первоначально Фианна Файл занимала традиционно жесткую позицию по вопросу об объединении страны, выступала за построение независимой ирландской экономики с опорой на собственные силы, ограничение влияния иностранного предпринимательства в стране. Позднее партия смягчила радикальную позицию в отношении требования об объединении Ирландии. Теперь она выступает за соглашение с Великобританией по этому вопросу. В области норм и культуры партия отстаивает традиционные ценности, связанные с католической религией.

Добившись успеха на выборах в мае 2002, коалиция осталась у власти. Фианна Файл получила на сей раз 41,5% голосов и 81 мандат.

Прогрессивная демократическая партия была образована в 1985 г. группой политиков, вышедших из Фианна Файл. Партия стоит на позициях либерализма.
Подробнее...
 
Внешняя политика
Внешняя политика Ирландии направлена на достижение мирного и дружественного сотрудничества между странами, основанного на международном праве и морали. Ирландия имеет посольства и консульства в 98 странах, поддерживает семь международных организаций и Палестинское общество. Официально страна проводит политику нейтралитета и неучастия в военных блоках. Вместе с тем во многих важных международных вопросах Ирландия ориентируется на США и Великобританию.

Страна проявляет особый интерес к проблеме Северной Ирландии, выступая за её мирное решение и играя роль посредника между частью североирландских политических сил и правительством Великобритании. В течение 7 столетий Ирландия была колонией Великобритании. В 1921 г. большая часть ее (за исключением Северной Ирландии – 6 графств Ольстера) добилась статуса доминиона Великобритании. В 1949 г. Ирландия провозглашена республикой и вышла из состава Содружества.

В политике Ирландии на современном этапе заметно проявляется тенденция к достижению договоренности с британскими правящими кругами по североирландской проблеме. В апреле 1998 г. в замке Стормонт (г. Белфест) подписано многостороннее Соглашение об урегулировании в Северной Ирландии. Это пакет документов, предусматривающих создание органов законодательной и исполнительной власти в Северной Ирландии (Ассамблеи, Исполнительного комитета и др.), а также новых структур англо-ирландского сотрудничества (Министерский совет Север - Юг, Британо-ирландский совет и Британо-ирландская межправительственная конференция).
Подробнее...
 
Общая характеристика правовой системы Ирландии
Современная правовая система Ирландии входит в систему английского общего права.

До завоевания Ирландии англичанами, начавшегося в конце XII в. (завершилось лишь в XVII в.), населявшие ее кельтские племена на протяжении длительного исторического периода, начиная с IV в. до н. э., применяли своеобразную систему обычного права. Она получила название «законов брегонов» по имени клановых судей, а точнее, хранителей и толкователей правовых обычаев (у каждого ирландского рода был свой брегон).

Так называемые «законы брегонов» содержатся в сборнике преданий, составленном в V–VII вв., – «Шенхус мор» («Великая книга»), в котором правовые предписания изложены в стихотворной форме. Они касаются главным образом земельных отношений («законы брегонов» не признавали частной собственности на землю), семейного права, судопроизводства и уголовного права. «Законы брегонов» порицали кровную месть, как и иное возмездие, предписывали имущественное возмещение вреда, причиняемого любыми действиями (в том числе убийством, телесными повреждениями, кражей или обманом), а смертную казнь допускали как крайнюю меру.

«Законы брегонов» в период британского колониального господства были насильственно вытеснены и заменены английским общим правом и законодательством (в отдельные исторические периоды, до 1800 г., в Дублине функционировал свой парламент, но, по существу, он лишь дублировал законы, принимавшиеся в Лондоне). С образованием в 1921–1922 гг. самостоятельного ирландского государства стала формироваться независимая ирландская правовая система.
Подробнее...
 
Гражданское право и смежные с ним отрасли
В Ирландии за последние десятилетия был принят ряд законодательных актов, регулирующих различные сферы правовых отношений. Так, в области земельного права наибольшее значение имеют законы о регистрации права собственности на землю (1964 г.), о земле (1965 г.) и о взаимоотношениях земельного собственника и арендатора (1980 г.).

В странах с влиянием английского права, одним из наиболее подробно разработанных актов, относящихся к возмещению вреда, признается ирландский Закон о гражданско-правовой ответственности (от 1961 г., с последующими изменениями). В сфере экономических и торговых отношений большое значение имеют законы о компаниях (1963 г.), о ценах (1965), о купле-продаже товаров и предоставлении услуг (1980 г.). Серьезным завоеванием ирландских трудящихся было принятие Закона о несправедливых увольнениях (1977 г.), провозгласившего принцип, согласно которому работник не может быть произвольно и несправедливо уволен своим нанимателем.

В семейном законодательстве нашла свое отражение специфика Ирландии, как страны с большим влиянием католической церкви. Так только в 1995 г. на референдуме был отменен конституционный запрет на развод (до этого допускалось лишь раздельное проживание супругов). Кроме того, за последние годы принят ряд актов, направленных на уравнивание женщин в правах с мужчинами, в частности Закон о защите семьи (1976 г.) и Закон о собственности замужних женщин (1980 г.). Большое значение в связи с запретом на развод имеет Закон о статусе детей (1987), который уравнял внебрачных детей с рожденными в браке во всех взаимоотношениях с родителями.
Подробнее...
 
Уголовное право и процесс
В уголовном праве Ирландии, которое по-прежнему остается некодифцированным, действуют как старые английские, так и новые ирландские законы. Так, ответственность за кражу определяется по английскому Закону о похищении имущества (1916 г.), ответственность за ограбление – по ирландскому Закону об уголовном праве (1976 г.). Также сохраняет свою силу английский Закон о преступлениях против личности от 1861 г., при этом наказания за некоторые виды убийств предусмотрены в ирландском Законе об уголовной юстиции 1964 г. Целиком ирландскими законами определена ответственность за преступления, направленные против безопасности государства. Среди такого рода актов можно назвать Закон об измене (1939 г.), Закон о преступлениях против государства (1939 г.), в котором перечислены наиболее опасные, помимо измены, государственные преступления, и Закон о защите государственной тайны (1963 г.). Ирландия – одно из немногих западноевропейских государств, где уголовная ответственность может наступать с 7-летнего возраста.
Подробнее...
 
Судебная система
В соответствии с ирландской Конституцией правосудие в стране осуществляется публично и только судами, созданными на законных основаниях.

Судьи назначаются Президентом по совету Правительства. Высшие судьи несменяемы, и, таким образом, им гарантирована независимость при исполнении их профессиональных обязанностей. Они могут быть отстранены от должности резолюцией обеих палат Парламента только за безнравственное поведение или неспособность исполнять свои обязанности.

Судебная система Ирландии
возглавляется Верховным судом, который состоит из председателя и 5 других членов. Президент может направить в Верховный суд законопроект, прошедший обе палаты парламента, на заключение, не противоречит ли он Конституции страны. Верховный суд может рассматривать и ходатайства о признании неконституционными уже принятых законов и административных постановлений. В качестве высшей инстанции он рассматривает жалобы на решения, вынесенные Высоким судом и в некоторых случаях – Уголовным апелляционным судом. Принятие решения по конституционным вопросам требует кворума из 5, по всем остальным – из 3 членов Верховного суда.

Высокий суд, который состоит из председателя и 14 других членов, обладает широкими полномочиями, может рассматривать по первой инстанции любые гражданские и уголовные дела (в последнем случае он называется Центральным уголовным судом).
Подробнее...