Послевоенный период
В 1948 г. на всеобщих выборах Фианна Файл не смогла набрать большинства мест в парламенте, и в 1948–1951 гг. было сформировано коалиционное правительство во главе с Фине Гаэл, основанной в 1933 г. партией Куман на Гаэдхал, которая находилась у власти в 1922–1932 гг. Премьер-министром стал Джон Костелло, и именно его правительство предложило в 1959 г. закон, объявлявший, что Ирландия является республикой и выходит из числа членов Британского содружества наций. Костелло продолжил политику военного нейтралитета и не подписал Североатлантического договора в 1949 г. Де Валера вновь находился у власти в 1951–1954 гг., а также в 1957–1959 гг.

Правительство Англии стремилось еще более привязать Ирландию к своему рынку. Это нашло отражение в англо-ирландском торговом договоре 1947 г. Ирландия взяла на себя обязательство поставлять сельскохозяйственную продукцию исключительно в Англию. Тем самым нарушались торговые отношения Ирландии с другими странами, усиливался ее валютный дефицит. Летом 1947 г. правительство де Валера, стоявшее у власти в Ирландии, под давлением Англии решило вступить в Организацию европейского экономического сотрудничества («план Маршалла»). Ирландия обязалась расходовать получаемые от США займы на развитие животноводства, сократить посевы пшеницы, понизить тарифы на ввоз готовых товаров. Все это тормозило достижение экономической независимости. Ирландии пришлось сделать уступки и в политической области. Она не проявляла необходимой твердости в борьбе за возвращение ей северных территорий. Длительное время Ирландия не развивала экономических отношений с СССР и странами народной демократии.
Подобный курс партии Фианна файл вызывал все большее недовольство со стороны широких масс трудящихся. Рабочие выступали против замораживания заработной платы, введенного еще в 1941 г. В стране начался подъем забастовочного движения. В 1945 г. бастовало в два раза, а в 1947 г. – в четыре раза больше, чем в 1944 г. Многие забастовки являлись «неофициальными», или «дикими», возникали без согласования с профсоюзными лидерами. В 1945 г. в профсоюзном движении произошел раскол. В стране стали действовать два профсоюзных центра: Ирландский конгресс тред-юнионов и вновь созданный Конгресс ирландских тред-юнионов. Раскол профсоюзов препятствовал рабочему движению.

Повысилась активность сельскохозяйственных рабочих, борьбу которых возглавила созданная в 1946 г. Федерация сельскохозяйственных рабочих. В ее рядах объединилось свыше 20 тыс. человек. В забастовочное движение все шире вовлекались служащие и представители интеллигенции. Трудящиеся добивались установления контроля за ценами, ограничения прибылей. В Дублине был создан Комитет борьбы за снижение цен. Он выступил с инициативой проведения митингов и демонстраций, сбора петиций против дороговизны. В 1947 г. правительство вынуждено было ввести контроль за ценами и прибылями. Была введена шкала роста зарплаты в зависимости от роста стоимости жизни.

Внутриполитическая обстановка значительно обострилась в связи с предвыборной борьбой. На февраль 1948 г. были назначены парламентские выборы. Они проходили в условиях глубокого разочарования широких масс в политике партии Фианна файл. Объединились и силы оппозиции. Республиканская партия выдвинула популярный лозунг борьбы за единую Ирландскую республику. Фине гал, республиканская, лейбористская и фермерская партии создали блок и добились победы на выборах. Коалиционное правительство возглавил представитель Фине гал Дж. Костелло. Новый кабинет высказался за более тесные связи с Англией и другими странами Запада в «общей борьбе против угрозы коммунизма». Несмотря на заявления о большей «интеграции» с Англией, правительство не решилось ослаблять достигнутую Ирландией самостоятельность. Более того, под давлением массового движения национальных сил оно приняло решение о выходе Ирландии из британского содружества и провозглашении суверенной Ирландской республики. Данное решение обрело силу с апреля 1949 г.

Несмотря на превращение Ирландии в промышленно развитое государство, ее экономическая зависимость от Англии не уменьшилась. Большая часть внешней торговли по-прежнему приходилась на Англию (75–80% всего внешнеторгового оборота). Ирландия продолжала вывоз в свою бывшую метрополию сельскохозяйственное сырье, импортируя оттуда готовую продукцию. В ирландской экономике сохранились сильные позиции английского капитала.

Вместе с тем, в Ирландии продолжался рост государственно-монополистического капитализма. В государственный сектор входили железные дороги, морской и воздушный транспорт, добыча торфа, электростанции, судостроение, производство сахара, цемента и удобрений. Государство стимулировало развитие новых отраслей промышленности: полиграфической, химической, металлообрабатывающей, электротехнической, стройматериалов.

Сельское хозяйство, в котором было занято около 40% самодеятельного населения страны, продолжало оставаться основой ирландской экономики. В 1956 г. 32% валового национального продукта давало сельскохозяйственное производство, в то время как промышленность и строительство – только 28%. Половина сельскохозяйственной продукции, особенно животноводческой, экспортировалась. В сельском хозяйстве шло развитие капиталистических отношений. Избыток деревенского населения уходил в города, а также составлял основную часть эмиграции. В первой половине 50-х годов из Ирландии ежегодно уезжали в среднем 40 тыс. человек. В связи с этим падала численность населения.