Экономические и социальные изменения после 1958 г.
После короткого послевоенного бума, в 1945–1958 гг., экономика Ирландии вновь вошла в состояние застоя. В 1958 г. был принят пятилетний план развития хозяйства. Де Валера ушел в отставку с поста премьер-министра и был избран президентом, а его место занял Шон Лемасс, поддерживаемый партией Фианна Файл. Министр промышленности и торговли в правительстве Де Валера, Лемасс был архитектором экономического роста в последующие годы.

В программах экономического развития ставились задачи сократить эмиграцию, повысить продуктивность сельского хозяйства и производительность промышленности, расширить рабочие места. Продолжался отход правительства от политики протекционизма.

Принятые меры позволили удвоить средние ежегодные темпы прироста национального продукта. Изменилась и структура ирландской экономики. Было построено 570 новых промышленных предприятий. Доля промышленности в валовом национальном продукте возросла от 31 до 37%, а доля сельского хозяйства сократилась с 26 до 21%. В промышленности занятость рабочих увеличилась с 24 до 30%, в сельском хозяйстве она снизилась с 36 до 26%. В 1970 г. впервые в истории страны экспорт промышленной продукции превысил экспорт сельскохозяйственной продукции. Ирландия, бывшая отсталой аграрной страной, стала промышленно развитым государством. Вместе с тем в ирландскую экономику прочно внедрился иностранный капитал. По сумме капиталовложений в Ирландии США обогнали Англию. Но сохранялась зависимость ирландской внешней торговли от Англии. В 1965 г. Ирландия подписала с Англией соглашение о зоне свободной торговли, по которому в десятилетний срок отменялись все ограничения на экспорт в Ирландию английских промышленных товаров. Рос и товарооборот между Ирландией и странами «Общего рынка».
Особенностью процесса экономического изменения был все возрастающий отток сельского населения в города, особенно на западе страны, и постепенная секуляризация всех областей ирландской жизни. Вместе с тем, это сопровождалось уменьшением числа людей, для которых ирландский был основным языком общения. К 1966 г. гаэлоговорящих было всего 66 тыс., и это число с тех пор еще более сократилось. Правительство Джека Линча (1966–1973 гг.) поставило целью восстановить двуязычие и в 1972 г. начало радиовещание на ирландском, однако коалиционное правительство Фине гаэл и лейбористов 1973–1977 гг. отменило ирландский язык в качестве обязательного предмета в школах и условия приема на работу в государственные учреждения.

Усиление экономических связей с Англией привело, по существу, к отказу правительства Ирландии от воссоединения страны. В 1963 г. глава правительства Ирландии Шон Лемасс высказался лишь за сотрудничество с Севером. С 1965 г. в практику вошли обмены визитами между правительственными делегациями Ирландии и Ольстера. Так продолжалось до 1968 г., когда произошло обострение социально-политической обстановки в Ольстере.

В Ирландии возникло массовое движение солидарности с антианглийской борьбой в Ольстере. Многие ирландские организации – республиканские, лейбористские, студенческие, в защиту гражданских прав – организовали выступления протеста против полицейских репрессий в отношении демонстрации в Дерри 5 октября 1968 г. Ввод в Ольстер в августе 1969 г. английских войск привел к новому подъему антианглийского движения в Ирландии. В Дублине прошли массовые митинги и демонстрации. Национальные патриотические силы призывали взяться за оружие и оказать помощь своим согражданам на Севере страны. Были выдвинуты требования вывода английских войск из Ольстера и роспуска карательных отрядов. Прогрессивные силы настаивали на проведении общеирландских выборов. В республике происходил сбор средств в помощь антианглийскому движению.

В конце 1969 г. Ирландская республиканская армия разделилась на «официальную» и «временную» организации. Официальная ИРА, так же как и «официальное» крыло Шинн фейн, призывала активизировать политическую борьбу, осуществить глубокие демократические преобразования, помешать вступлению Ирландии в «Общий рынок». В то же время «временная» ИРА и «временное) крыло Шинн фейн потребовали осуществления воссоединения страны вооруженным путем.

В экономику Ирландии продолжал внедряться иностранный капитал. Этому способствовала политика ирландского правительства, предоставлявшего большие льготы иностранному капиталу. США занимали в Ирландии первое место по общей сумме капиталовложений, оттеснив Великобританию. Кроме того, расширились позиции западногерманских, японских, французских, голландских фирм. В банковском деле на долю частного капитала приходилось 57%, английского – 29, американского – 12%. Иностранные фирмы заняли прочные позиции в радиоэлектронике, автомобилестроении, химической, металлообрабатывающей промышленности. В добывающей промышленности были сильны позиции монополий США и Канады.

В 1955 г. Ирландия вступила в ООН и попыталась привлечь иностранные капиталы для оживления своей экономики. Тем временем действия ИРА напоминали о том, что конфликт между «националистами» и «унитариями» не исчерпан.

В это же время в ирландской культуре шел процесс возрождения веры в собственные силы, а влияние церкви ослабло после II Ватиканского собора (1962–1965 гг.). Изменения сопровождались в 1960-х реформами в сфере образования, направленными на то, чтобы сделать среднее образование бесплатным и доступным для всех, а также введением новой школьной программы начального образования. Повысился уровень жизни, люди начали покупать машины, дома и телевизоры. Вместе с телевидением хлынула информация об американской и британской культуре.

Экономический кризис 1974–1975 гг. проявился в Ирландии сильнее, чем в других странах Западной Европы. В 1975 г. выпуск промышленной продукции уменьшился на 6 %, а число безработных составило 116 тыс. человек. Усилилось разорение мелких и средних предпринимателей. Стремительпо росла инфляция, повысилась стоимость жизни. В 1976 г. цена на хлеб, рыбу и маргарин увеличилась на 15%, на масло – на 30, на молоко и сыр – на 20%. В 1976 г. промышленное производство вновь стало расти быстрыми темпами, которые сохранились до конца десятилетия. В целях улучшения экономического положения правительство разработало программу экономического развития Ирландии на 1977–1980 гг., которая предусматривала привлечение в страну иностранных капиталов и займов. Одновременно правительство ужесточило регулирование зарплаты трудящихся.

Экономический кризис середины 70-х годов обострил общественные противоречия в Ирландии. Правительство проводило политику ограничения роста заработной платы в среднем на 5% в год. В то же время темпы инфляции составляли 14%. Все это привело к снижению жизненного уровня трудящихся. Ирландский конгресс тред-юнионов выступил против правительственной политики перекладывания тяжести экономических трудностей на трудящиеся массы. Активизировалась забастовочная борьба. В 1977 г. шесть месяцев бастовали металлурги и докеры Дублинского порта, свыше 3 месяцев длилась забастовка связистов, строительных рабочих, текстильщиков. В феврале – июне 1979 г. состоялась крупнейшая общенациональная забастовка работников связи, полностью парализовавшая работу почты и телеграфа. 20 марта была проведена всеобщая однодневная забастовка, направленная против роста дороговизны и налогов.

Изменения в международной обстановке в сторону усиления напряженности привели к активизации Движения сторонников мира. В ноябре 1977 г. в Ирландии возникла новая организация «Ирландское движение за мир во всем мире».

Внешнеполитический курс Ирландии в 70-е годы был противоречивым и непоследовательным. На него оказывал влияние разный подход к проблемам Северной Ирландии и вступления страны в «Общий рынок». Стремление Ирландии сохранить и расширить связи с Великобританией подрывалось событиями в Ольстере. Шли интенсивные переговоры ирландского правительства с «Общим рынком». 10 мая 1972 г. был проведен общенациональный референдум об отношении к «Общему рынку». 87% голосовавших одобрили присоединение страны к ЕЭС. С 1 января 1973 г. Ирландия стала членом «Общего рынка». Правительство Ирландии включилось в процесс разрядки международной напряженности, приняло участие в Совещании 1975 г. по безопасности и сотрудничеству в Европе.