Судебная система
В соответствии с ирландской Конституцией правосудие в стране осуществляется публично и только судами, созданными на законных основаниях.

Судьи назначаются Президентом по совету Правительства. Высшие судьи несменяемы, и, таким образом, им гарантирована независимость при исполнении их профессиональных обязанностей. Они могут быть отстранены от должности резолюцией обеих палат Парламента только за безнравственное поведение или неспособность исполнять свои обязанности.

Судебная система Ирландии
возглавляется Верховным судом, который состоит из председателя и 5 других членов. Президент может направить в Верховный суд законопроект, прошедший обе палаты парламента, на заключение, не противоречит ли он Конституции страны. Верховный суд может рассматривать и ходатайства о признании неконституционными уже принятых законов и административных постановлений. В качестве высшей инстанции он рассматривает жалобы на решения, вынесенные Высоким судом и в некоторых случаях – Уголовным апелляционным судом. Принятие решения по конституционным вопросам требует кворума из 5, по всем остальным – из 3 членов Верховного суда.

Высокий суд, который состоит из председателя и 14 других членов, обладает широкими полномочиями, может рассматривать по первой инстанции любые гражданские и уголовные дела (в последнем случае он называется Центральным уголовным судом).
Разбирательство уголовных дел осуществляется одним из членов Высокого суда либо единолично, либо с участием 12 присяжных. В рассмотрении гражданских дел присяжные участвуют в том же количестве, но для принятия решения не требуется единогласия, как в уголовных делах, а достаточно 9 голосов. Также высокий суд вправе разбирать ходатайства о признании неконституционными законов и постановлений. Он рассматривает также (и это одна из его основных функций) жалобы на решения, вынесенные окружными судами.

В Уголовном апелляционном суде, представляющем собой промежуточное звено между Верховным и Высоким судами, рассматриваются жалобы на приговоры по уголовным делам, вынесенные окружными судами и Центральным уголовным судом. В него входят 1 из членов Верховного и 2 члена – Высокого суда. Принятое им решение считается окончательным и может быть обжаловано в Верховный суд лишь в том случае, если сам суд либо генеральный атторней, или директор публичных преследований удостоверяют необходимость «в общественных интересах» передать на обсуждение Верховного суда возникший по делу вопрос права.

Гражданские и уголовные дела по первой и второй инстанции рассматривают окружные суды, которые представляют собой как бы единый суд, состоящий из председателя, который по должности является судьей Высокого суда, и 10 других членов. Назначенный в соответствующий округ судья по мере необходимости слушает дела в разных населенных пунктах на территории округа по нескольку раз в год. Гражданская юрисдикция окружного суда ограничивается суммой иска в 15 тыс. ф. ст. по делам о нарушении договорных и внедоговорных обязательств и по торговым сделкам, однако при согласии сторон суд может слушать любое гражданское дело.

Когда речь идет об уголовной юрисдикции, то по первой инстанции он рассматривает, обычно с участием 12 присяжных, дела обо всех серьезных преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, кроме дел об убийстве, измене и пиратстве. Присяжными в Ирландии не могут быть малоимущие, а также женщины, кроме случаев, когда привлечение именно присяжных-женщин признается необходимым для разбирательства конкретного дела. В окружном суде слушаются также жалобы на приговоры и решения, вынесенные нижестоящими участковыми судами. В случае удовлетворения жалобы окружной суд выносит собственное постановление по делу.

Низовое звено ирландской судебной системы – участковые суды, их в стране всего 24. Здесь профессиональные судьи единолично рассматривают гражданские дела о нарушениях договорных и внедоговорных обязательств, а также дела об уголовных преступлениях, преследуемых в суммарном порядке, наказание за которые не превышает 6 месяцев лишения свободы.

В Ирландии все судьи назначаются на свои посты по представлению правительства (министра юстиции) из адвокатов с не менее чем 10-летним стажем. Они уходят в отставку в 65 или 70 лет (в зависимости от должности), а до этого могут быть смещены со своих постов лишь по требованию обеих палат парламента.

Ирландское законодательство наряду с системой общих судов допускает создание правительством специальных уголовных судов, если объявлено чрезвычайное положение. Постоянный характер имеет Суд по трудовым спорам, в состав которого входят председатель, назначаемый правительством, и по два представителя от профсоюзов и от организаций предпринимателей. Этот суд не только выступает арбитром в случае трудовых конфликтов, но и официально регистрирует коллективные трудовые договоры.

В Ирландии уголовное преследование по делам о серьезных уголовных преступлениях традиционно осуществлялось ведомством генерального атторнея, который согласно Конституции назначается Президентом по представлению Премьер-министра и является юридическим советником Правительства. В 1974 г. была учреждена служба директора публичных преследований (ДПП), сотрудники которой поддерживают в судах «от имени народа» обвинение по всем уголовным делам, кроме тех, что рассматриваются в участковых судах, где обвинение поддерживается полицией или частными лицами. ДПП не проводит расследований по уголовным делам, поскольку это прерогатива полиции, находящейся в ведении Министерства юстиции. Оно вправе приносить протесты на постановления судов по уголовным делам, однако лишено возможности обжаловать оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных. ДПП может лишь поставить перед Верховным судом вопрос права, возникший при рассмотрении конкретного дела, чтобы решить его «на будущее».

Как и в Англии, в Ирландии, существуют адвокаты двух категорий – солиситоры, которые занимаются подготовкой дел к слушанию и выступают, как правило, лишь в участковых судах, и барристеры, которые дают консультации по вопросам права и выступают в суде в качестве представителей сторон или защитников обвиняемого. Барристеры делятся на младших и старших советников.
В ирландских высших судах утвердилась практика, согласно которой по гражданскому делу каждая сторона должна быть представлена не менее чем 3 барристерами (2 старшими советниками, 1 младшим). Получение статуса солиситора и барристера, и особенно старшего советника, связано с выполнением весьма строгих требований (университетское образование, дополнительные экзамены, стажировка и др.). Имеющаяся в стране система бесплатной юридической помощи распространяется лишь на неимущих обвиняемых по делам о серьезных уголовных преступлениях.

Государственный контроль за финансами осуществляют Контролер и генеральный аудитор, которые назначаются Президентом по представлению Палаты представителей, перед которой они отчитываются о своей деятельности.